А. Дан © Медитация

Последние новости. «Медитация- (от латинского meditatio- размышление), умственное действие, цель которого- приведение психики человека в состояние углублённости и сосредоточенности; сопровождается телесной расслабленностью, отсутствием эмоциональных проявлений, отрешённостью от внешних объектов. Методы медитации многообразны. Играет важную роль в индийской философии и религии (особенно в йоге), в Древней Греции- в пифагоризме, платонизме и неоплатонизме, в мистике суфизма, отчасти- православия (т.н. «умное делание») и католицизма...».

Советский энциклопедический словарь. Москва. 1985 год.

Я взял определение медитации из старого Советского справочника, который, с объективностью стороннего наблюдателя, описал этот термин. На что следует обратить внимание: связь медитации с религией.

Религии, как правило, возникали на основе медитации. Во многих из них медитация остаётся основным видом духовных практик, иные- просто отошли от неё.

Близкое нам Христианство в разное время базировалось на различных медитативных техниках. Стоит познакомиться хотя бы с историей Серафима Саровского, и нам откроется большое их разнообразие: начиная от затворничества, принесённого из Греции Антонием Печерским и заканчивая упоминаемым в справочнике «умным деланием».

Так что же в представлении продвинутых Христиан представляет из себя медитация? «Когда я молюсь- я разговариваю с Богом. Когда я медитирую- я слушаю Бога». Сделайте сами вывод, что важнее.

Читая Евангелие неоднократно натыкаемся на резкие высказывания Иисуса в адрес книжников. Кто они такие? Церковь пыталась пропихнуть версию, что была, дескать, такая секта!? Не знает история такой секты! Книжник, в русском языке означает, знаток и любитель книг. А Христос выступает против книжных знаний о Боге, так как знания о Нём получаются иначе- путём непосредственного «слушания Бога»!

Но если это так, почему люди занимаются «не тем»?

Путь познания Истины тернист и опасен. Даже если присутствуют два необходимых условия для движения вперёд- постоянное и неуклонное стремление снизу и Высшая Милость, отвечающая сверху, то и в этом случае психика подвергается жесточайшим испытаниям. Поэтому давно принято считать, что заниматься медитацией без Учителя крайне опасно.

Мэн — цзы сказал:

«Когда Небо хочет возложить важную миссию на человека, оно вначале ожесточает его сердце, заставляет его до предела напрягать кости и сухожилия, заставляет тело его страдать от голода, повергает его в нужду и нищету, обрекает на неудачи все его начинания.

Тем самым Небо укрепляет волю человека, закаляет его, как сталь и делает его способным к выполнению того, что при иных обстоятельствах он был бы не способен выполнить».

И Мэн-цзы ничуть не сгустил краски.

Но если так, то зачем это нам нужно?

В молодости мы много думаем о смысле жизни. С возрастом становимся инертными и нас так остро не тревожит этот вопрос. Но он остаётся... Жизнь должна оправдывать своё предназначение. Жизнь должна давать перспективу. Иначе смысла в ней не найдёте, как не ищите.

Нет, есть категория людей, которых удовлетворяет их растительное существование, которым важно просто окружить себя «теплицей» и не морочить остатки ума. «Каждому- своё». Здесь же разговор о другом.

Можно попробовать медитировать самому? Да, можно.

Это опасно? Да, опасно.

Кто нибудь даст гарантию, что удастся чего то существенного достичь? Никто такой гарантии не даст.

Но вспомните, как часто нам приходилось рисковать по совершенно легкомысленным поводам? Как часто мы игнорируем самые необходимые меры безопасности и при этом умудряемся получать, что-то типа удовольствия, от интенсивного выброса адреналина в кровь.

А здесь речь идёт о риске, который, в конечном итоге, может оправдать наше земное существование!

Игра стоит свеч!

С чего же начать? Прежде всего не стоит путать релаксацию с медитацией.

Если вы расслабляетесь в неге и представляете себя на пляже в окружении моря удовольствия, то никакого отношения к медитации это не имеет.

Наиболее безопасной формой медитации, особенно на начальном её этапе, принято считать медитацию на пустоте.

Лягте на спину ровно, вытяните руки вдоль туловища, голова, если и приподнята, то не значительно. Вот позиция, в которой следует начинать.

В литературе можно найти массу указаний, что медитировать лёжа, просто таки, запрещено! Но вы нигде не найдёте ответа- почему?

На начальном этапе этого не рекомендуется делать только по одной причине- заснёте! Ради Бога! Проигнорируйте такой «ужасный» результат ваших первых попыток. Над вами «не капает» и никто вас в шею не пихает. Поэтому, даже если такое произойдёт, пара часов здорового сна будет вам только на пользу.

Основной задачей в этой форме медитации является избавление от мыслей. Попробовать сделать это можно несколькими способами.

Постарайтесь просто мысль прогонять. Обычно, как только у нас в голове появляется какая то мысль, мы тут же за неё «цепляемся» и начинаем раскручивать, раскручивать, раскручивать. В нашем случае следует постараться эту мысль образно взять и... выбросить из головы. На её место придёт другая. С ней следует поступить так же. И со всеми последующими- в том же духе.

Можно при этом постараться «глубоко нырнуть» в темноту, которая у вас перед закрытыми глазами. Не стоит обращать никакого внимания на зрительные образы, которые при этом могут возникать.

Подсмотрел где то немножко другой подход: мысль- это, как не званый гость. Как он приходит к вам в дом без приглашения, так и мысль посещает вашу голову.

Придя, такой гость начинает вам что-то говорить. Если вы будете отвечать, то он долго не уйдёт. Но если вы будете молча на него смотреть, не реагируя на его слова, то ему ничего не останется, как развернуться и уйти.

Так можно смотреть и на мысль, отстранено, не «цепляя» её и не «раскручивая».

Можно, конечно, вообще лечь и попробовать «умереть»! То есть- постараться отключить всё ваше восприятие этого мира, включая мысли, чувства и т. д. Но вначале это сделать очень сложно. Страх стоит на страже такого метода. Но по мере продвижения, он может стать вам вполне доступным.

Какова цель таких практик?

Зачастую наша голова забита всяким «мусором». Мысли, как шумовой фон радиоприёмника, не дают нам «услышать» самого главного. И только избавившись от этого «шума» мы даём себе шанс «услышать Бога».

Для этого совершенно не обязательно быть человеком верующим. Вы можете быть убеждённым атеистом- здесь никто и ни в чём вас не убеждает. Пойдите и попробуйте. Если у вас есть желание, можете постараться доказать, что всё это не так.

Когда позволено думать, что вы не релаксируете, а именно медитируете? Полагаю, тогда, когда вы начнёте ощущать, что помимо ваших представлений и не зависимо от вашей воли, в процессе практики, с вами происходят какие то изменения.

Но с полной уверенностью вы сможете рассуждать о медитации только сделав первый шаг- достигнув того, что в Дзен-Буддизме принято называть просветлением. Может пройти достаточно времени, пока удастся выйти на этот рубеж.

Что это такое? Не буду оригинальничать, а просто процитирую то, что написал по этому поводу в Википедию.

«Просветление — термин, часто используемый в Дзен. Исходя из притч, можно делать вывод, что изначально, это то же самое, что и псевдонирвана в Западной метафизике, Первичный Восторг в начальном Буддизме. Это скачкообразное изменение восприятия окружающего Мира, знаменующее собой переход к отличной от общепринятой форме мышления. Одновременно является началом открытия чакры «третьего глаза» и трамплином для глубоких изменений сознания. Как витальная форма, тяжело поддается ментальному описанию. Из всех попыток изобразить происходящее в момент просветления, пожалуй, наиболее близкой к реальному восприятию можно признать формулировку: «ощущение такое, как будто с вас сняли половину черепа».

Хочу лишь добавить, что просветление- это и то же самое, что и крещение Духом Святым у ранних Христиан.

Достигнув просветления, вы выходите на качественно новый уровень сознания. Вы начинаете понимать, что делаете самое главное дело в своей жизни. И только оно, это дело, оправдывает вашу жизнь в этом мире.

Нет, впереди вас ожидают суровые и трудные испытания. Ведь вы ещё даже не поднялись на ступеньку, а только поставили на неё ногу. Предстоит подняться и устоять на ней. Но уже выйдя к этому рубежу, вы ни за какие сокровища мира не согласитесь вернуться назад! Таким значимым будет то, чего вы, в этом случае, достигните.

Вы в полной мере постигните слова Христа: «Ещё подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который , найдя одну драгоценную жемчужину, пошёл и продал всё,что имел, и купил её». Матф.13:45, 13:46.

24.06.2017

487

Разделы: Статьи

На предыдущую страницу