А. Дан © Каратэ, которого мы никогда не знали.

refrigerator repair

Каратэ, которого мы никогда не знали.

(Читая книгу Фунакоси).

1

«…Занимающийся должен учиться

внимательно и осторожно».

Ван Цзун – Юэ

«Тайдзицюань цзин».

Сейчас передо мной лежит замечательно изданная книга Гитина Фунакоси «Каратэ – до: мой способ жизни». Я смотрю на нее и думаю, что природа истины такова, что как ее не скрывай, она все равно просматривается сквозь толщи тумана, окружающего ее. И не смотря на то, что в этой книге есть глава под названием «Конец секретности», смею утверждать, что старый мастер лукавит и это не трудно доказать, опираясь на написанное им же.

Помню одну из бесед с племянником Фунакоси, когда он заявил, что Сётокан делится на жесткий и мягкий(!). Затем, на вопрос, почему никто не видел мягкого Сётокана, ответил, что прежде нужно освоить жесткий.

Помню другую беседу, с очень серьезным японским мастером, который в узком кругу, на вопрос, почему черный пояс вручается людям, которые в реальной драке ничего из себя не представляют, сказал:

- А мы (надо понимать – японцы) пояс даем не за бой, а за традицию!

А еще я знаю, что на сегодня прием боевого каратэ стоит от 400 до 1000 долларов США. И это еще не все. Есть приемы, цена которым – жизнь. Если Вы не являетесь членом японской семьи (клана), Вам никто и никогда этих приемов не откроет.

Восток, даже более чем мы, склонен к различной символике. Кто не знает символов Инь и Ян, кто не насмотрелся на летающих Драконов, да и сами иероглифы уж очень похожи на какие-то символы. Есть на Востоке и символ смерти. Это - тигр. Тот самый Тигр, который изначально стал символом каратэ Сётокан. Каратэ – это Тигр. Каратэ – это Смерть. Никак иначе это «утонченное искусство самообороны» никогда не воспринималось теми, кто действительно его знает. Именно поэтому во времена Фунакоси не было никаких соревнований – только демонстрации. Да и какие могут быть спарринги там, где единственный удар отбирает жизнь, пробивая любую защиту.

«...Как ты, наверное, знаешь, поединок каратэ – дело жизни и смерти, и как только ты допускаешь серьезную ошибку – ты проиграл. Ничего уже нельзя вернуть». Так в своей книге пишет Фунакоси. А дальше – больше: «Поэтому тот факт, что каратэ (которое давало человеку возможность убивать без всякого оружия) практиковалось и преподавалось в обстановке полнейшей секретности, едва ли покажется удивительным.» «Если вам в бою придется наносить удар каратэ, вы должны быть абсолютно уверенны в том, что этот удар решает все…».

Вы знаете такое каратэ? Вы хотя бы видели его когда ни будь? Нет, настоящее каратэ никогда не рассекречивалось и никогда не становилось достоянием толпы.

Но, тогда возникает вопрос, а что же мы практикуем, используя это название? Вернемся к Фунакоси: «…Я принялся за другую задачу – упрощение. Надеясь увидеть каратэ, включенным в программу общего физического воспитания, преподававшегося в наших общественных школах, я приступил к пересмотру ката с тем, чтобы сделать их как можно более простыми. Времена меняются, мир меняется, и, соответственно, должны меняться и боевые искусства. Каратэ, которое практикуют сейчас в высших школах, уже не то каратэ, которое практиковали лет десять назад, и очень далеко от того каратэ, которому я учился на Окинаве, - и далее : - …Важно, чтобы каратэ, как вид спорта, используемый в физическом воспитании, было достаточно простым и им могли заниматься все – молодые и старые, мужчины и женщины, мальчики и девочки…».

Вот так каратэ превращалось в «вид спорта», в «школьное», которое уже даже в проекте не планировалось, как грозное боевое искусство. Вот так вместо боя, начала передаваться традиция. Кроме того, ходили упорные слухи, что после смерти основателя, его сын и приемник, вместе с лучшими учениками, посчитав, что даже это «школьное» каратэ содержит опасные элементы, продолжил дело отца и переработал то, что осталось, в сторону еще большей безопасности! Именно это каратэ получило массовое распространение. Именно на его базе, создавались схожие стили, различные в деталях, но одинаковые по сути. И именно это каратэ, даже серьезные исследователи, критикуют и чихвостят, требуя от него того, к чему оно никогда не предназначалось – реального боевого применения.

Да, славу каратэ создавала целая плеяда великих мастеров. Но, как в любой другой сфере деятельности, великое искусство не бывает массовым. И где-то был прав Фунакоси, мечтавший о повсеместном распространении каратэ, говоря, что мир меняется…. Ведь уже отпала необходимость постоянно защищать в жестоких схватках свою жизнь, да еще и против вооруженных противников. А многим хотелось почувствовать себя суперменом, особо для этого не напрягаясь. Вот в таком адаптированном виде, учитывая текущий момент, каратэ начало завоевывать мир.

В 1969 году создается Всемирный союз организаций каратэ (ВУКО), являющийся на то время самым массововым по количеству занимающихся каратэ. ВУКО устанавливает свои правила и вводит еще одну дополнительную меру безопасности – в момент прямого удара рукой, бедро резко отдергивается назад. Таким образом, мощнейший удар, из-за противоположенных векторов приложения силы, превращается в зрелищную пародию.

И вот уже Элвис Пресли, король рок-н-ролла, повсеместно известный своей полной не переносимостью физической боли, смело занимается этим «боевым» искусством.

Свершилась мечта Фунакоси! Каратэ доступно всем – мальчикам и девочкам, бабушкам и дедушкам, неженкам и нытикам.

2

«Увидел – пошел,

Ударил – убил».

Чань.

Так каким же он был, тот Сётокан, эмблемой которого была сама Смерть?

Во-первых, это был высоко маневренный, очень подвижный стиль. Читаем у Фунакоси: «…Несмотря на то, что в группе было человек семь или восемь, мне удавалось уклоняться от всех ударов, которые были направлены на меня до тех пор, пока я не услышал голос старшего мужчины: «Кто этот парень? Похоже, он знает каратэ»…».

Хочу обратить ваше внимание на некоторые детали. Дело происходит на Окинаве. Фунакоси еще далеко не мастер, а очень молодой человек и прилежный ученик. И уже такая подготовка! Интересно и то, что посторонний наблюдатель, определяет его поведение, как владение каратэ. Значит, именно так себе и представляли это искусство на островах в то время – очень динамичным и исключительно подвижным.

Во-вторых, тренировки предполагали наработку удара огромной силы. Вспоминая о своих учителях, сенсей рассказывает: «Сейчас я вспоминаю хорошо известный случай, когда на Итосу напала шайка молодых хулиганов, но вскоре все громилы валялись без сознания на улице. Очевидец, убедившись в том, что Итосу не угрожает опасность, поспешил к Адзато сообщить о происшествии. Прервав его рассказ, Адзато сказал: «Все негодяи, конечно же, лежат без сознания лицом вниз, не так ли?» Сильно удивившись, очевидец признал, что так оно и было…»

Столкнувшись уже в наше время с похожим ударом, я могу объяснить, что это значит. Человек, пропустивший его, теряет сознание еще стоя и падает лицом вниз, даже не пытаясь при этом выставить перед собой руки.

В-третьих, каратэ, будучи боевым искусством, как любое другое искусство, не имело жестких догм и строгих рамок. Подтверждением тому следующий текст: «…сейчас не существует, да и никогда не существовало , жестких правил относительно различных ката… они изменялись не только со временем, но и от инструктора к инструктору…»

Учитывая, что ката заслуженно считаются основой основ всего каратэ, эти строки показывают, насколько раскрепощенным и неограниченным было виденье старых мастеров.

Итак, мы имеем очень маневренный и подвижный стиль, с ударами огромной мощности, не ограниченный ни какими рамками и правилами. Если вы занимались, то занимались ли вы чем-то подобным? Если да - то вам крупно повезло. Поскольку подавляющее большинство не представляет себе боя даже против двух-трех противников, не говоря уже просто об умении уклоняться от семи или восьми. А спортивный подход выхолащивает самые боевые приемы, так как именно они представляют реальную угрозу. Кто позволит сознательно травмировать спортсменов? И не думайте, что я нарисовал слишком грустную картину – все намного хуже.

Нонсенс заключается в том, что человек приходит в секцию боя научиться защищать себя и других при необходимости. Дальше его затягивают в азарт спорта, навязывают правила, весовые категории и т.д. Потом он получает в драке по голове и продолжает считать, что мало занимался. При этом не задумывается о том, что пьяница, с которым дрался, не занимается вообще. Как быстро в спорте отучают думать!

3

« - Скажите, пожалуйста, так что же мне делать?

- А что хотите – то и делайте».

Льюис Кэрролл

«Алиса в стране чудес».

Наше резюме выглядит достаточно грустно: имея огромное желание практиковать боевые искусства, вы просто можете не найти стоящего тренера, а найдя – не иметь возможности выложить за боевой прием до 1000 долларов. Но если вы готовы искать, если у вас думающая голова, то, поверьте, у вас не плохие шансы! Ведь все самые секретные приемы придумали люди. Значит, получив малейший намек, можно разгадать загадку. А таких намеков в литературе более чем достаточно и пример тому - рассматриваемая книга Фунакоси. Главное быть внимательным и скрупулезным искателем.

Давно замечено, что вся литература по боевым искусствам условно делится на два раздела. Первый раздел, он же самый весомый, это когда пишут те, кто думает, что они что-то знают, для тех, кто ничего не знает. Второй, более ограниченный раздел, это когда пишут те, кто знает очень много, для тех, кто знает достаточно. Переходной литературы между двумя разделами – единицы. Можно легко привести примеры первого и второго раздела, и очень трудно подобрать примеры литературы между раздельной.

Подойдите к лотку с книгами по боевым искусствам, ткните в любую, в 99% случаев вы попадете на литературу первого раздела.

К литературе второго можно отнести прежде всего книги основателей стилей. Это и непревзойденный Миямото Муссаси (не имеет значения, что он пишет о мече – принципы одни), ранние книги Масутацу Оямы, один из лучших учеников Уесибы Коичи Тохей и т.д. и т.п.

К литературе между этими двумя разделами, с некоторой натяжкой, можно отнести написанное Брюсом Ли. Но при этом стоит учитывать определенную специфичность созданного им стиля.

Но даже все это не так важно. Отбросьте стереотипы, превратитесь в до пытливого исследователя и мыслите самостоятельно. «Первоначально сам откажись следовать другим» - пишет Ван Цзун-Юэ в «Тайдзицюань цзин». Только когда вы сами для себя откроете какие-то истины, только тогда вы по настоящему поймете, как много знали и умели старые мастера.

Чтобы было проще, попробуем разделить вопросы подготовки. Нужно от чего-то оттолкнуться. В свое время, увлекаясь военными мемуарами, я заметил, как много общего в подготовке бойца и … летчика-истребителя. Разница заключается лишь в том, что первый управляет своим телом, а второй – самолетом. Но вопросы перед ними встают одни и те же. Это и наработка до автоматизма основных движений, и умение видеть весь бой целиком, оценка сильных и слабых сторон противника, задачи тактики и многое другое. Лучший летчик антигитлеровской коалиции, трижды Герой Советского Союза, Александр Иванович Покрышкин, еще во время войны сформулировал формулу победы истребителя: высота, скорость, маневр, огонь. Мы слегка переиначим ее под требования рукопашной схватки. Думаю, в этом случае она будет выглядеть так: стойка, скорость, маневр, удар. Бесспорно, эти параметры сильно взаимосвязаны. А условное разделение поможет нам остановится на основных слагающих рукопашного боя.

4

«Вначале научитесь рисовать как

классики, а потом, рисуйте что хотите».

Сальвадор Дали.

«Дневник одного гения».

Итак – стойка. По стойке опытный взгляд безошибочно определит уровень подготовки бойца. Если речь идет о боевой, а не спортивной стойке, то она должна быть прежде всего удобной и комфортной для вас. Конечно, стойка должна удовлетворять ред требований. Она должна максимально защищать жизненно важные органы. Поэтому боевая стойка максимально боковая, а не фронтальная. В драке правил нет, а на сегодня, благодаря огромному количеству боевиков на экранах телевизора, даже школьник знает о последствиях хорошего удара в пах. Во многих школах боевой направленности, это цель номер один, «золотая цель».

Стойка должна быть устойчивой. Центр тяжести располагается как можно ниже. Но это вовсе не значит, что вы должны проседать до не могу. Низкий центр тяжести вырабатывается в постоянных тренировках и обеспечивает бойцу один из основополагающих принципов успешного ведения схватки - «серединное равновесие». «Серединное равновесие» в свою очередь позволяет передвигаться с минимальной инерцией, а значит очень быстро.

И здесь мы подходим к основному. В стойке не нужно стоять! Это величайшее заблуждение! Раз стойка – значит стоим. В стойке нужно двигаться. Причем стойка должна обеспечивать возможность перемещения в любой момент в любую сторону. Нет, в стойке можно остановиться на какой то момент, но основное ее предназначение - обеспечить передвижение. Стойка – понятие динамическое, а не статическое. Именно поэтому в каратэ такое большее количество стоек, которые рассматриваются как мгновенное положение в динамике общего передвижения в процессе схватки.

О стойке можно говорить бесконечно. Я же надеюсь, что у вас будет возможность оценить ее значение в процессе ваших занятий. Лично для меня образцом служит стойка непобедимого Бени Уркидаса по прозвищу «Реактивный». Вы можете оценить ее сами в фильме «Закусочная на колесах».

Скорость. Фактор, на котором построил весь свой стиль Брюс Ли. И все бы ничего, да вот только такой подход потребовал невероятного напряжения, которое в конечном итоге и привело к смерти талантливого бойца и актера.

Скорость напрямую связанна со стойкой. Чем грамотней ваша стойка – тем выше ваша скорость. При этом следует отдавать себе отчет в том, что скорость - не самоцель. Скорость, ради скорости, никому не нужна. Малоопытные бойцы на тренировках часто уделяют скорости излишне большое внимание. Скорость – производное правильного движения. Чем правильнее вы двигаетесь – тем выше ваша скорость. Бесспорно, скорость – важнейший фактор боя. Ни в коем случае нельзя его не до оценивать. Если вы проигрываете в скорости – вы проигрываете в схватке. Отдавая очевидное высокой важности значения скорости, просто не следует забывать, что важно не то, как быстро вы что то делаете, важно не опаздывать и делать это вовремя. Образно выражаясь, не следует наносить удар в то место, где противник окажется через мгновенье. Повторюсь: занимаясь важно помнить, что скорость напрямую зависит от верного движения и в этом случае дополнительной наработки не требует.

Маневр. Маневр – это тактика боя. Если вы самым серьезным образом не занимаетесь вопросами тактики, то ни о каком боевом искусстве речь не идет! Вы – спортсмен и только! Ваша задача брать больше и кидать дальше.

Боевое искусство – это тактика! Тактика – святая святых настоящей боевой школы. Именно понимание тактики позволило молодому Фунакоси уклоняться от семи или восьми нападавших. Во время занятий вопросам тактики уделяется основное внимание. Вы можете не доработать со стойкой, не иметь сумасшедшей скорости, не обладать пушечным ударом – все это не так фатально в боевой схватке, как грубая тактическая ошибка.

«Бой выигрывается движением» - учит классика. Все методы боя, которые вы нарабатываете на тренировках, должны служить одной цели – обеспечить основной тактический рисунок вашей школы. Если таких тактических рисунков несколько – то вашей школе нет цены!Классика учит: «если принцип не всеобщ,то искусство не высоко». Методы, не вписывающиеся в вашу тактику, особой ценности не представляют и могут рассматриваться, как дополнительная нагрузка, служащая расширению кругозора.

О тактике говорят и пишут и много и мало. Много – если вы как то ориентируетесь в этом вопросе. Мало – если для вас это терра инкогнито. Значение тактики в боевых школах стали оценивать примерно с четырнадцатого века. Древние мастера писали:

«Налетай подобно вихрю с гор.

Нанеся удар, немедленно отступай.

Затем снова продвигайся всем корпусом вперед.

Постарайся толкнуть противника.

Бей рукой с резким выдохом.

К выдоху можешь добавить выкрик.

Перемещайся стремительно, как Дракон.

Для нападения и отклонения

Нужна острота взора Орла.

Быстро перемещайся влево и вправо.

Успех атаки зависит от уклонения,

Как из нереального проистекает реальное.

К чему карабкаться на горные кручи,

Если можно проскользнуть через ущелье!

Не бойся яростной схватки и помни:

Малым можно победить Великое»...

Добавить к этому можно лишь то, что в то время подобные вещи, образно выражаясь, писались кровью. Ведь любая схватка тогда была схваткой насмерть. Иного подхода просто не существовало.

Если вы достаточно глубоко вникните в вопросы тактики, только тогда вы поймете в чем состоит искусство боя. И тогда, однажды, после тренировочного поединка, у вас возникнет ощущение, которое испытывает художник, нарисовавший удачную картину, или композитор, написавший мелодию, берущую за живое. Вы ощутите, что ваша схватка была неповторима, что она была прекрасна. Это был ваш шедевр, который вы создали. Будут лучше, будут хуже, но эта была единственной в своем великолепии.

В современном кинематографе достаточно часто обыгрывается сюжет, что где то существует какой то трактат, где изложен какой то секретный стиль. Уж если и есть в боевых искусствах секреты, то это секреты тактики боя, секреты маневра.

Удар. Удар – это завершающая фаза схватки. Это – как жирная точка над «i». Удар должен быть прекрасно наработанным и в идеале сразу лишать противника дальнейшей возможности сопротивляться.

В наше время возник термин «каратэ одного удара». Заметим сразу: если речь идет о боевом каратэ, то по другому и быть не может. Если бойцу удалось выйти на позицию для нанесения удара, на этом схватка заканчивается. Ее просто не с кем продолжать.

Существует совсем немного техник удара. Самая распространенная – техника толчка. Именно она в основном используется в каратэ, а именно: толчок «от бедра».

И вот здесь начинается анекдот. Господа каратэки! Не имеет особого значения, с какой начальной позиции начинает двигаться ваша рука: была ли она прижата к бедру ( почему то спортсмены так называют положение руки возле талии) или двигалась от плеча. «От бедра» - прежде всего обозначение техники удара!

Никогда не забуду, как один из ведущих «сенсеев» на территории бывшего СССР, обладавший на то время третьим даном, услыхав от курирующих его «академию» англичан, что так называемый в каратэ блок удэ-укэ делается «от бедра», заставил все свои школы переучиваться и выполнять движение с начальным положением руки у бедра. Вот уж точно: «Слышал звон, да не знает где он».

Да, в каратэ действительно начальным положением руки для удара принято положение возле талии. Это действительно достаточно удобно, особенно в стадии наработки. Но «от бедра» означает совсем другое...

Вернемся к книге Фунакоси. «Сжатый кулак правой руки, прижимаемый к боку, выталкивается вперед; одновременно с этим правое бедро со всей силой разворачивается в сторону цели...». И далее: «...стойка должна быть низкой, бедра должны разворачиваться быстро и мощно...». Вот что значит «от бедра»! Это значит согласованная и стремительная работа бедра совместно с ударной рукой. «Имеющий уши – да услышит».

И, конечно, ваш наработанный удар должен хорошо вписываться в рисунок вашего боя. Вы должны уметь уверенно выходить на позицию для нанесения такого удара. Можно научится разбивать кирпич ребром ладони, вот только в реальной схватке противник может не пожелать подставиться под ваш «коронный» удар.

5

«Что ты можешь мне сделать,

если я – Вселенная».

Морихей Уесиба

Основатель Айкидо.

«Боевого искусства не существует без медитации». Это известное выражение глубоко точно по своей сути. Я бы сказал больше – хорошая тренировочная схватка уже сама по себе является динамической медитацией. Ведь где еще требуется такая концентрация внимания, отсутствие всех лишних мыслей и ненужных эмоций?

Песня тринадцати поз гласит: «Будучи в неподвижности, когда тебя атакует противник, будь спокоен и двигайся в неподвижности...» . «Движение в неподвижности» – это динамическая медитация и уже достаточно высокий уровень подготовки. Представьте себе, что вы едите, находясь за рулем автомобиля. Вы двигаетесь или нет? Вот так при «движении в неподвижности» вы управляете своим телом не имея никаких внутренних движений.

Конечно, если посвящать себя боевому искусству, то одной лишь медитации в тренировочных поединках не достаточно. Что бы достичь уровня Уесибы, нужны длительные статические медитации в течении многих лет. Направлений в этой области много и они достаточно описаны. Скажу только то, что повторяю всегда: безопасных целенаправленных медитаций не бывает. Считается, что этим нельзя заниматься без продвинутого учителя. Но если вы не ставите своей задачей пройти «Путь воина» для постижения истины, а просто желаете прикоснуться к великому боевому искусству, то медитации в конце и начале тренировки, правильной подготовки в тренировочных боях, вам вполне будет достаточно.

Боевое искусство, как вся наша жизнь, многообразно и необъятно. Это целый мир, подчиняющийся своим законам, базирующийся на своих принципах. Прикоснувшись к этому миру, войдя в него, вы навсегда останетесь с ним. И если вдруг по какой то причине вас оторвут от него, вы будете испытывать настоящую ностальгию. Поэтому, дай вам Бог познакомиться с этим искусством и никогда не расставаться с ним.

24.06.2017

2093

Разделы: Статьи

На предыдущую страницу